Рэмбо: от первой до последней крови

Его фразами говорил Рональд Рейган. Его имя вошло в Оксфордский словарь как обозначение человека брутального и бескомпромиссного. С его именем на устах творили подвиги Крепкий Орешек Джон Макклейн и Гизмо из «Гремлинов». Рэмбо — один из самых узнаваемых экшн-героев современности. В этом году его сага, видимо, подходит к концу.

Рэмбо, ещё тогда не Джон (имя появилось уже в киноверсии), впервые появился в искусстве в 1972 году в романе Дэвида Морелла «Первая кровь». Морелл — канадец. Ужасы войны во Вьетнаме как-то обошли его стороной. Лишь переехав в США, он встретился с вернувшимися с боевых действий солдатами, чья психика была безвозвратно поражена ужасами войны. Тогда и родилась задумка романа про человека, умеющего только воевать и убивать. В мирное время его не принимает ни общество, ни он сам не в состоянии как-то вписаться в коллектив.

Во Вьетнаме (война в романе не указана, но отчётливо угадывается) Рэмбо полгода пробыл в плену и подвергся жестоким пыткам. Именно поэтому он не может находиться в замкнутом помещении. В книге этот момент освещён подробнее, в ней он оказывается в маленьком городке в Кентукки (действие фильма переехало севернее — в штат Вашингтон), полицейские сначала вывозят непонятного бродягу подальше от города, а когда он возвращается, упекают в камеру. Там он ловит военный флэшбек и, хорошо владея убийственным руками, ранит одного офицера и жестоко убивает другого. Дальнейшие события превращаются в охоту на Рэмбо, только вот роль добычи ему не свойственна. В фильме этот сюжет в повторен за тем лишь исключением, что киношный Рэмбо убивает только одного полицейского вместо двадцати в книге.

Рэмбо обладает целым рядом выдающихся навыков, каждый из которых направлен на уничтожение врага. Он управляет различными видами транспорта, от лодки до вертолёта, владеет несколькими языками, обучен тактике ведения партизанского боя. Но самое главное – он умеет обращаться с любыми видами стрелкового или холодного оружия.

Пожалуй, если бы брутальный роман Морелла экранизировали в 1972 году, по горячим следам Вьетнамской войны, то режиссером должен был стать бескомпромиссный постановщик, такой как Сэм Пекинпа или Уилльям Фридкин. Кстати, права на экранизацию были куплены моментально. В семидесятых проект не сдвигался с мёртвой точки – слишком болезненной была вьетнамская тема. За время подготовки не раз сменился ориентировочный режиссёр, менялись и актёры. Например, первым претендентом на роль Рэмбо был Стив Маккуин, которого позже продюсеры вывели из проекта – он был староват для вьетнамского ветерана. Кирк Дуглас до последнего момента должен был играть полковника Траутмана, боевого отца Рэмбо, но ещё до съёмок выбыл из проекта, дав Ричарду Кренне одну из запоминающихся ролей в его фильмографии.

Кроме существенно уменьшившегося количества жертв и изменённой географии действия, Рэмбо получил, наконец, имя Джон, а его сюжетное взаимодействие с Траутманом и шерифом Тизлом существенно упростилось. Если в романе Тизл просто выполнял свою работу, то в фильме он стал неприятным и жестоким бюрократом. В книге Рэмбо не был так угрюм и молчалив, отпускал саркастические комментарии и, что самое главное, не вызывал такой однозначной симпатии. Да, Рэмбо стал жертвой системы, которая сначала наградила его посттравматическим синдромом на войне, а после не посчитала нужным хоть как-то помочь выбраться. Рэмбо действительно опасен для окружающих, а его вспышки ярости заканчиваются смертями.

Читай продолжение на следующей странице