Мы проследили, как за почти 100 лет изменился образ женщины в кино

© Fine Art Images / Image State / East News
 

Представление о девушке как о некоем пассивном объекте, который нуждается либо в мужской поддержке, либо в обожании, берет свое начало еще в Средневековье с его рыцарскими романами. Неудивительно, что на заре кинематографа героиням было отведено 2 типа ролей: дева в беде, которую надо спасать, и женщина-вамп, которая соблазняет мужчин.

Одной из первых роковых красоток в кино стала Теда Бара, сыгравшая в фильме 1915 года «Жил-был дурак» по мотивам поэмы Редьярда Киплинга «Вампирша».

Мы проследили, как за почти 100 лет изменился образ женщины в кино

Позднее образ коварной обольстительницы воплотила легендарная Марлен Дитрих в фильме 1935 года «Дьявол — это женщина».

Мы проследили, как за почти 100 лет изменился образ женщины в кино

До 40-х женский образ femme fatale становится в кино ключевым. Множество нуарных фильмов тех лет выводят на первый план таких актрис, как Рита Хейворт, Энн Шеридан, Ингрид Бергман.

Мы проследили, как за почти 100 лет изменился образ женщины в кино

Однако, несмотря на то что им доставались главные роли, нельзя сказать, чтобы эти героини играли ключевую роль в повествовании. Красотки никогда не появлялись на экране в одиночку, всегда рядом с ними был мужчина, который двигал сюжет.

50–60-е: идеальная жена или ветреная красотка

Мы проследили, как за почти 100 лет изменился образ женщины в кино

Окончание Второй мировой войны, жажда спокойствия и уюта привели к тому, что на экранах появился новый образ — домохозяйка и хорошая жена. В кино героини олицетворяли американскую мечту послевоенного поколения: муж приезжает на своем автомобиле после трудового дня домой, где его ждет красивая и улыбчивая жена. Успех самой женщины измерялся достижениями супруга. В то время главными ценностями стали брак и семья, и кинематограф вполне успешно внедрял эти установки.

Однако уже в 60-х были предприняты первые попытки вывести актрис из мужской тени и показать интересную и самостоятельную героиню. Как раз в то время в воздухе впервые стали витать слова «сексуальная революция», «феминизм» и «социальный протест». Конечно, полностью независимыми женщины не стали, поиск богатого мужа все еще был главной целью, но все-таки героини фильмов уже могли стать центральными персонажами.

Мы проследили, как за почти 100 лет изменился образ женщины в кино

Мэрилин Монро в образе беспечной леди — главный секс-символ эпохи. «Я встретила того, кого искала. У него миллионы, очки и яхта», — говорит ее героиня в одной из главных комедий того времени «В джазе только девушки». Как правило, актрисам доставались роли танцовщиц или певиц.

Мы проследили, как за почти 100 лет изменился образ женщины в кино

Примерно в это же время снимается другой культовый фильм — «Завтрак у Тиффани» с Одри Хепберн в главной роли. Ее героиня транслировала уже немного другой образ — все еще милой бездельницы, но уже более сдержанной, глубокой и загадочной.

Мы проследили, как за почти 100 лет изменился образ женщины в кино

Да, Холли Голайтли содержанка, но при этом она искренне страдает, когда возлюбленный покидает ее и уезжает в другую страну.

Конец 70-х — начало 80-х: самостоятельная женщина

Мы проследили, как за почти 100 лет изменился образ женщины в кино

В этот период героини на экранах пытаются вырваться из строгих рамок. 70-е были отмечены новой волной феминизма и всеобщей борьбой за гражданские права. Многие известные режиссеры уловили этот общественный запрос и вывели на первый план сложный внутренний мир главных героинь. Фильмы «Алиса здесь больше не живет» Скорсезе и «Незамужняя женщина» Пола Мазурски продемонстрировали, что женщина может реализоваться не только в браке.

Читай продолжение на следующей странице