8 особенностей фильмов Ларса фон Триера, которые станут открытием даже для истинных киноманов

© PHOTOSHOT/REPORTER
 

Эпатажное поведение, своеобразное художественное видение и страсть к экспериментам многие связывают с детством Ларса. Дело в том, что родители предоставили мальчику полную свободу, выбрав тактику невмешательства в его воспитание. Триер рано увлекся кинематографом и по этой причине так и не окончил школу — у него были другие приоритеты. В 17 лет он снял два своих первых фильма, и с этого времени началась его режиссерская карьера.

8 особенностей фильмов Ларса фон Триера, которые станут открытием даже для истинных киноманов

Чтобы лучше понять работы знаменитого датчанина, важно сказать пару слов о его творческом методе, который можно охаратеризовать словом «двойственность». С одной стороны, Триер любит во всем порядок, с другой — постоянно ставит эксперименты. На съемочной площадке он может сначала предоставить группе полную свободу, а потом загнать в жесткие рамки. Это же касается и его сценариев: в них всегда происходит борьба двух противоположностей (мужчины и женщины, добра и зла, хаоса и космоса).

Что притягательного в фильмах Триера и почему их стоит смотреть

1. Режиссер сосредоточен на анализе человеческой природы и психики

8 особенностей фильмов Ларса фон Триера, которые станут открытием даже для истинных киноманов

Одна из любимых тем режиссера — исследование темной природы человека. Она может проявляться через отношения людей. Так происходит в фильмах «Догвилль», «Мандерлей», «Антихрист». Также многие герои Триера выпускают своих внутренних демонов посредством саморазрушения, например в «Меланхолии» и «Нимфоманке». Наконец, изучение своего потаенного «я» может происходить через сильнейшую боль и страдания, как в картинах «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте».

Здесь важно обратить внимание на то, что носителем зла у режиссера, как правило, становится женщина, которая оказывается связана с разрушительными силами природы. Во многих работах чувствуется, что женская сущность пугает режиссера и представляется ему очень мрачной.

8 особенностей фильмов Ларса фон Триера, которые станут открытием даже для истинных киноманов

2. Фильмы проникают в самые потаенные и мрачные закоулки души

8 особенностей фильмов Ларса фон Триера, которые станут открытием даже для истинных киноманов

Режиссер когда-то сказал, что кино должно быть неудобным, как камешек в ботинке. Видимо, поэтому после его фильмов зритель задает себе те вопросы, ответы на которые (парадокс!) совсем не хочет знать. Например, «Меланхолия» невольно наводит на мысль о том, что бы каждый из нас делал в ситуации, если бы узнал, что скоро миру наступит конец? Что в такой ситуации для человека естественнее: впасть в депрессию, наслаждаться оставшимися днями или покончить с собой?

8 особенностей фильмов Ларса фон Триера, которые станут открытием даже для истинных киноманов

Другой пример — фильм «Антихрист». Во-первых, эта картина точно не для слабонервных: она начинается с гибели ребенка, и весь сюжет строится вокруг траура и отчаяния. Во-вторых, ты волей-неволей примеряешь эту ситуацию на себя и думаешь: а можно ли вообще пережить такую трагедию и где в случае чего искать внутренние силы?

3. Триер заставляет задуматься о пугающем и страшном

8 особенностей фильмов Ларса фон Триера, которые станут открытием даже для истинных киноманов

Режиссер мастерски расставляет ловушки, связанные с темой морали и нравственности. Скажем, в своем последнем фильме «Дом, который построил Джек» он нарочно делает всех жертв маньяка отвратительными. В какой-то момент зритель и сам хочет убить мерзкую героиню Умы Турман. Или в картине «Догвилль»: когда Грейс расправляется со всеми своими обидчиками, которые причинили ей столько зла, мы принимаем ее сторону и внутренне радуемся, что все происходит именно так.

8 особенностей фильмов Ларса фон Триера, которые станут открытием даже для истинных киноманов

То есть режиссер показывает нам, что, какими бы толерантными и цивилизованными мы ни были внешне, в нас все еще есть эта первобытная тяга к жестокости и насилию. Более того, он заставляет задуматься: что, если иногда насилие может быть оправданно?

Читай продолжение на следующей странице