10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

© Aladdin / Disney
 

Также широкий кадр позволяет захватить несколько персонажей и передать эмоции каждого, что полезно для кино с большим количеством диалогов. Мастер диалогов Квентин Тарантино часто использует самый широкий вариант пленки — 11:4.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

Тем временем узкий кадр может заставить зрителя ощутить чувство дискомфорта и тесноты. Фильм «Мамочка» Ксавье Долана — яркое тому подтверждение. Картина вряд ли придется по вкусу страдающим клаустрофобией: формат 1:1 не оставляет в кадре ничего, кроме лиц персонажей. Лишь в конце главный герой словно «раздвигает» эти рамки, что символизирует отречение от предрассудков и стереотипов и начало новой, полной жизни.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

План

В диалогах также большую роль играет план. Например, помимо отлично прописанного текста и талантливой игры актеров диалоги Тарантино цепляют нас постоянной сменой плана: режиссер подчеркивает каждую эмоцию и напряженность момента. Диалог генерала и Кровавого Майора в «Омерзительной восьмерке» начинается с вопроса: «Как пошли дела после войны?» Камера находится далеко от персонажей, а зритель полностью расслаблен.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

Однако, когда диалог становится более личным, камера начинает постоянно менять план. Она то отдаляется, понижая градус напряжения, то приближается, акцентируя внимание на драматичности момента.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

Ракурс

Важную роль в восприятии зрителем персонажа и ситуации играет ракурс. Съемка под углом сверху при этом может символизировать слабость, уязвимость героя и влияние обстоятельств на него.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

Снизу, наоборот, — демонстрирует храбрость, героизм, силу или власть героя.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

Иногда можно встретить такой прием, как «голландский угол», когда съемка ведется под наклоном. Он подчеркивает сложное психологическое состояние героя — от небольшого психоза до безумия.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

А такие кадры могут символизировать отрешенность героя от мира.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

Композиция

Композиция (строение) кадра — это взаимное расположение его частей. В реальном мире нечасто встречаются симметрия и идеальное построение объектов вокруг нас, поэтому кадры, где это воплощено, притягивают взгляд. Обычно в фильмах они статичны. Если видите статичный кадр, попробуйте разобрать его композицию.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

Казалось бы, в момент съемки статичных кадров цель оператора — поместить персонажа в центр и тот определяет все на глаз. Но нет, грамотные киноделы тщательно выстраивают героев и объекты, до сантиметра выверяя композицию.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

Монтаж

Монтаж влияет на ритм фильма и последовательность повествования. Неспешность и малое количество монтажных склеек создают некую гармонию, в то время как их множество ведет к обратному эффекту. В картине «Реквием по мечте» Даррен Аронофски использует такой прием, как «хип-хоп-монтаж», который заставляет нас увидеть мир глазами героев, зависимых от наркотиков. В нем более 2 тыс. монтажных склеек, тогда как в среднем фильме их бывает 600–700.

10 визуальных приемов кино, знание которых откроет любимые фильмы с новой стороны

Средняя длина монтажного кадра в кинематографе — 5–6 секунд, далее идет монтаж, чтобы зрителю не наскучил один ракурс. Но есть режиссеры, которые считают, что из-за лишних склеек иногда можно потерять добрую долю реалистичности. Например, в фильме Дэвида Финчера «Комната страха» камера, вместо того чтобы «моргнуть» и в следующем кадре показать другую часть дома, просто летает по нему, будто игнорируя стены и двери.

Читай продолжение на следующей странице