Краткий словарь для тех, кто хочет научиться по-настоящему разбираться в современном кинематографе

© Ratatouille / Walt Disney Pictures
 

  • Эффект штурмовика. Эта очевидная отсылка к «Звездным войнам» — название одного из самых заезженных киноштампов, когда армия хорошо оснащенных и натренированных воинов не может победить главного героя, вооруженного камнями и палками. Как правило, этот прием используется для того, чтобы показать всю мощь и силу протагониста, как, например, в фильмах о Джеймсе Бонде. Или в той же «Игре престолов», когда во время битвы бастардов стрелы категорически отказывались попадать в Джона Сноу.

Краткий словарь для тех, кто хочет научиться по-настоящему разбираться в современном кинематографе

  • Краснорубашечник. Еще одна отсылка к популярной киносаге, на сей раз к «Звездному пути», где герои в красных форменных фуфайках погибали в каждой вылазке мучительной смертью, тогда как «голубые» и «желтые» выбирались целыми и невредимыми почти из любой заварушки. В современном кино краснорубашечниками называют персонажей, единственная миссия которых — появиться на экране, чтобы предупредить о чем-либо главного героя, и тут же отправиться в мир иной.

Краткий словарь для тех, кто хочет научиться по-настоящему разбираться в современном кинематографе

  • Последняя девушка. Если говорить о фильмах ужасов, то зритель заранее знает, что к концу фильма кто-нибудь обязательно останется в живых (чаще всего это девушка) и будет сидеть в окружении мертвых друзей, ожидая прибытия полицейских. Именно такой персонаж и называют «последней девушкой» — как правило, в молодежных слэшерах (ужастиках) она имеет более крепкие моральные устои, чем ее друзья по несчастью. В последнее время этот прием в кинематографе встречается редко, поскольку фильмы-слэшеры снимают все реже.

Краткий словарь для тех, кто хочет научиться по-настоящему разбираться в современном кинематографе

Художественные приемы

  • Клиффхэнгер. Прием, который создатели фильмов и сериалов используют для того, чтобы заинтриговать зрителей: в тот момент, когда главному герою приходится сталкиваться с последствиями своего или же чужого выбора, повествование резко обрывается и его судьба остается неизвестной до появления следующей серии либо сезона. Классический пример — окончание любого из сезонов «Шерлока», которое оставляет зрителя в неведении и томительном ожидании.

Краткий словарь для тех, кто хочет научиться по-настоящему разбираться в современном кинематографе

  • Макгаффин. Этим словом, чем-то напоминающим шотландскую фамилию, называют предмет, вокруг которого строится сюжет фильма. К примеру, это гипс с драгоценностями в «Бриллиантовой руке» или знаменитый чемоданчик в «Криминальном чтиве». Как и многое в современном кино, макгаффин придумал Альфред Хичкок, который построил сюжет одного из своих фильмов вокруг схемы самолетного мотора. «Неважно, что это за вещь, — говорил режиссер, — главное, что все хотят ею обладать».

Краткий словарь для тех, кто хочет научиться по-настоящему разбираться в современном кинематографе

  • Твист. Лучше всего этот термин иллюстрирует известный мем под названием «Вот это поворот!». Яркие примеры такого приема — фильмы «Бойцовский клуб» и «Остров проклятых», когда события последних минут переворачивают все происходящее с ног на голову. Никогда и никому не рассказывайте о сюжетных твистах, советуя какой-либо фильм, иначе получится жирный спойлер.

Краткий словарь для тех, кто хочет научиться по-настоящему разбираться в современном кинематографе

  • Килл-офф. Если вдруг один из основных персонажей исчезает из сюжетной линии, но сам фильм или сериал (что чаще) продолжается, то говорят о таком приеме, как «килл-офф». Происходит это по разным причинам: отказ актера от продолжения съемок, низкий рейтинг персонажа или произведения в целом и даже смерть актера. Ярчайший пример килл-оффа — смерть героя Кевина Спейси в сериале «Карточный домик».

Краткий словарь для тех, кто хочет научиться по-настоящему разбираться в современном кинематографе

Наука кино

  • Эффект Кулешова. В 1929 году актер и режиссер Лев Кулешов провел эксперимент, который доказал, что один кадр может сильно повлиять на смысл всего того, что происходило раньше. Он снял крупным планом беспристрастное лицо актера Ивана Мозжухина и последовательно соединил этот кадр с тремя другими: с тарелкой супа, ребенком в гробу и девушкой на диване. Все, кто посмотрел эту запись, сошлись во мнении, что в первом отрывке человек хочет есть, во втором — скорбит о ребенке, в третьем — очарован девушкой. В современном кино этот прием используется в тысячах ситуаций, например когда лицо одного героя плавно меняется на лицо другого или перья из подушек превращаются в снег.
  • Правило 180 градусов. Его соблюдение заметить сложно, а вот несоблюдение — наоборот. По правилу во время диалога взгляды собеседников всегда должны быть направлены в одну сторону, даже если меняется план или угол съемки, иначе зрителю будет казаться, что персонажи все время меняются местами. Проще говоря, если герой, к примеру, стоит слева от горшка с цветком, он всегда должен оставаться слева от горшка с цветком. Некоторые режиссеры умышленно нарушают это правило, чтобы создать атмосферу напряженности. Так, Стэнли Кубрик в своем знаменитом фильме «Сияние» применил этот прием неоднократно.

Краткий словарь для тех, кто хочет научиться по-настоящему разбираться в современном кинематографе

Читай продолжение на следующей странице