Рецензия на фильм «Джокер»

Рецензия на фильм "Джокер"


Артур Флек – обычный маленький человечек. Он живет вместе с мамой, у которой в ближайшую пару лет намечено свидание с костлявой с косой в руках, каждый день посещает работу и очень ответственно, с самоотдачей делает её, хотя всем вокруг наплевать. Мама не очень дружна с сыном, хотя это практически незаметно. Артур тоже этого не понимает. Каждый день про себя он произносит магическое заклинание «Just smile and put on a happy face», чтобы придать себе сил и «на позитиве» привнести в этот дерьмовый городок хоть немного красок, чтобы наконец-то почувствовать себя существенным, реальным. Но пока что так и не вышло. Артур не отчаивается. У него есть мечта. Когда он был маленьким, он хотел стать очень остроумным, вездесущим комедиантом, смеяться над миром и заставлять людей самих над ним смеяться. Он станет давать интервью Мюррею Франклину по ТВ, придумает, как людям постичь всю соль своей «шутки-жизни». Все будут счастливы и не будут ругаться. И даже его мама не будет психовать и будет счастлива. Артур Флек – очень хороший маленький человек.

Скучная размеренная жизнь простого горожанина навсегда закончилась после произошедшего с ним? Да нет. С того самого дня его мир уже никогда бы не смог стать прежним? Тоже нет. Случившееся заставило осознать великую судьбу, что предначертана ему, и на своем пути к ней он готов превзойти все невзгоды? Нет.

Так в чём же тогда вообще смысл?

Помимо визуальной очевидной части, внутри «Джокера» кроются и другие значительно более коренные и комплексные отличия от любого кино. Одно из них – полное отсутствие какой бы то ни было захватывающей сценарной завязки.

С самого начала зрителю не предоставляется ничего, что бы могло «подцепить» его на крючок истории. Ни глобальной интриги, примерно обрисовывающей некую увлекательную нить повествования, ни даже хоть сколько-то размытого представления о грядущем нарративе. Нет ничего, что сюжетно бы мгновенно заинтересовало и вовлекло.

Обоснование тому безынтересно. В «Джокере» действительно нет сюжета. Как минимум, такого, какой мы привыкли ожидать.

Вместо яркой и броской оболочки событий и происшествий, данный фильм делает очень серьёзный упор на другую составляющую – на всё то насыщение, что может быть внутрь него помещено. Он ни коим образом не отказывается от привычной системы ситуаций, толкающих вперёд историю, но всего лишь принципиально смещает акцент собственного повествования. Всё ещё во множестве происходящие странные, печальные или лицемерно-счастливые моменты просто не играют самостоятельную первостепенную роль. Они лишь жесткие рычаги воздействия на героя, выворачивающие того наизнанку. Обнажающие то, что по-настоящему интересует автора – мысли и переживания.

Можно смело забыть обо всех Джокерах, которых мы знали прежде — несмотря на заметные различия в трактовках, привносимых разными режиссёрами и актёрами, манипулятор-социопат наряду с загадкой своего происхождения сохранял безумную харизму. Совсем не таков Джокер у Филлипса. Артур Флек — затравленный неудачник, страдающий от тяжёлого психического расстройства, с которым искренне поначалу старается бороться — или хотя бы минимизировать последствия. Этот Джокер мало похож на философствующего анархиста или на криминального комедианта, однако как воплощение всего самого жуткого из присущего образу он, несомненно, имеет немалую ценность.

Читай продолжение на следующей странице