Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»

В российский прокат 31 октября вышел фильм «Француз» – новая режиссерская работа автора легендарного «Белорусского вокзала» Андрея Смирнова. Действие картины развивается в 1957 году, когда французский студент Пьер Дюран, которого играет актер и популярный блогер Антуан Риваль, приезжает на стажировку в МГУ, знакомится с балериной Большого театра Кирой Галкиной и фотографом Валерой Успенским, погружается в культурную жизнь Москвы, не только официальную, но и подпольную. Но стажировка и знакомство с разными сторонами быта советских людей – не единственная цель Пьера. Он ищет своего отца, белого офицера Татищева, который был арестован в конце 30-х. Мы поговорили с Андреем Смирновым о погружении в другую эпоху, ценности черно-белых фильмов и отличиях советского и российского кинематографа.

Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»

Расскажите, как возник замысел «Француза» – появилась сначала история Татищева или Пьера?

Все начиналось с фигуры, из которой затем вырос образ Татищева. По ходу разработки сюжета стало ясно, что нужен какой-то непредвзятый взгляд человека из другой среды, с другим воспитанием. И поэтому естественным образом появились стажеры, которые действительно были в МГУ в конце 1950-х. Из них выросли выдающиеся слависты – такие как Жорж Нива, как покойный Луи Мартинез. Всё это органически сложилось в тот сюжет, который есть фильме.

Один из эпизодических героев при этом начинающий режиссер, который учится во ВГИКе и которого играет ваш сын Алексей. Он участвует в одной из самых ярких сцен картины. Это автобиографичный герой?

Сцена встречи Нового года, о которой вы говорите, воспроизводит мою молодую компанию, где были люди из консерватории, из ВГИКа, из медицины. Такая была компания, где мужики пили разбавленный спирт, а девушки – шампанское. Примерно ее мы и воспроизвели.

Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»

В Facebook у вашего сына как раз читала, что именно он посоветовал вам взять на роль француза Антуана Риваля, с которым был хорошо знаком, теперь известного блогера.

Это не совсем так. Когда мы начали кастинг, Антуан еще не был известным блогером, но мы быстро на него набрели при поиске актера. Я сразу понимал, что француза у меня будет играть только француз, а у Антуана – русская мама, папа-француз, сам он вырос в Париже. Мы нашли его, он пришел на пробы и был впоследствии утвержден на главную роль.

С его блогерским творчеством вы знакомы?

Что-то мне сын показывал, но я интернетом пользуюсь очень специфически. У меня нет ни Facebook, ни WhatsApp, да их и не хочется. Мне вполне хватает книг, которые стоят у меня на полке.

Другой главный герой ленты – Татищев в исполнении Александра Балуева – профессиональный математик. А у вас какие отношения с точными науками?

В школе проблем не было, учился на «пятерки», в десятом классе даже решил, что идти в артисты несерьезно и засел в библиотеку, где решал сборник задач по высшей математике, уже такого институтского уровня. И сказал школьному учителю математики – у нас в старших классах вел ее старик, у которого было три образования, интеллигент, с глубоко мрачным, пессимистическим взглядом на жизнь, – что думаю поступать на мехмат. Он сказал фразу, которая меня тогда потрясла: «У тебя светлая голова, для поступления годится, но с твоим характером туда ни за что». Меня это поразило, я все думал, что же такого он увидел в моем характере, но в итоге поставил тот задачник обратно на библиотечную полку и больше никогда его не касался.

Андрей Смирнов: «Черно-белое кино по тонкости превосходит цветное»

Читай продолжение на следующей странице