Объяснимо, но не факт: рецензия на фильм «Идеальный пациент» (2019)

Объяснимо, но не факт: рецензия на фильм "Идеальный пациент" (2019)


2008 год. Возвращаясь домой с дочерью, шведский журналист Ханнес Рёстем замечает на прилавке магазина книгу о Томасе Квике — знаменитом серийном убийце, признавшем себя виновным в более чем 30 преступлениях. Ознакомившись с историей Квика, Ханнес осознает, что его никак не оставляют в покое упущенные детали расследования. Единственный способ разобраться в том, что на самом деле совершил Квик — это пересмотреть его историю с новой, неожиданной стороны, но истинная разгадка этой тайны может прогреметь скандалом на всю страну.

Начиная с 1990 года, все триллеры, в которых персонаж, ведущий дело об убийствах, прибывает в психиатрическую клинику для беседы с заключенным там страшным маньяком, непременно сравниваются с лучшим из них — «Молчанием ягнят» Джонатана Демме. Однако, в этом случае сравнение будет не совсем верным. Фильм Микаэля Хофстрёма «Идеальный пациент» — это изложение одного из самых громких дел в криминальной хронике Швеции, корни которого растут из середины 90-х.

Объяснимо, но не факт: рецензия на фильм "Идеальный пациент" (2019)

Слабая сторона картины — ее долгое вступление, занимающее примерно половину от двухчасовой продолжительности. В нем герои чуть ли не прямым текстом признаются друг другу, что не понимают, для чего вообще ведется расследование и какую цель они преследуют. Но вместо того, чтобы сформулировать задачу, они делятся глупыми предположениями — например, заявляют о возможной невиновности маньяка, исходя из предположения, что «педофил бы не стал убивать взрослую женщину». Посмотрите на коллегу Рёстема в исполнении рыжеволосой Альбы Аугуст — актриса выглядит настолько растерянной, что кажется, будто на съемки она зашла, ошибившись дверью. Но и ее можно понять: формат «основано на реальных событиях» не оставляет лишней свободы в раскрытии персонажа при условии, что экранизируются события, произошедшие не в давно забытом прошлом.

Что-то неладное творится и с монтажом. Сцены фильма вроде бы и выстроены в правильной хронологии, но некоторые выглядят лишними, а причинно-следственную связь становится провести все сложнее. Особое недоразумение вызывает и тревожный саундтрек, который тут может играть на фоне обыденной сцены разговора и оборваться при ее завершении без какой-либо развязки на экране.

Объяснимо, но не факт: рецензия на фильм "Идеальный пациент" (2019)

Зато примерно с середины лента наконец-то берет разгон и накрепко цепляет зрителя вопросом — кому же верить в запутанной истории Квика? Его признаниям в ужасных убийствах или отсутствию каких-либо улик, указывающих на невменяемость этого загадочного человека? При условии, что до просмотра вы не подглядите в Википедии развязку, эта загадка окажется очень занимательной. Сюжет о неутомимом поиске правды начинает напоминать финчеровский «Зодиак», каждая новая всплывающая подробность все сильнее раскрывает действующих лиц (и особенно самого Квика, прекрасно сыгранного Давидом Денсиком) — в общем, лента по волшебному щелчку превращается в ладно скроенный детектив.

Объяснимо, но не факт: рецензия на фильм "Идеальный пациент" (2019)

Что же получилось рассказать создателям «Идеального пациента»? В первую очередь, если забыть про неловкий пролог, мы увидим довольно подробный и занимательный ликбез о реальном историческом прецеденте, щедро поставляющем пищу для размышлений. Для знакомящихся с биографией Томаса Квика определенные эпизоды фильма станут наглядным дополнением. В работе Хофстрёма есть недостатки по части реализации, но идея и грамотная, беспристрастная подача выводят фильм в ряды достойных true-crime детективов. Нисколько не удивлюсь, если в Швеции «Пациента» включат в обязательную программу для обучения местных юристов — из этой истории действительно можно и нужно сделать серьезные выводы.

Читай продолжение на следующей странице