15 фактов об изнанке кино от режиссера, ставшего легендой Голливуда

© FILM MALENA / East News
 

Красота героини Моники Беллуччи в картине «Малена» усилена контрастом одежды и макияжа, а бьющий в спину свет создает ощущение роскоши и изящества. Свет — один из способов создать сильный образ, но он не гарантирует успех фильма.

  • На успех фильма влияет слишком много факторов. В период съемок режиссер зависит от настроения, амбиций, взаимоотношений, состояния здоровья почти 100 человек. Весь график может нарушить насморк актрисы. Все, что находится во власти режиссера, — это магия работы с образами, сюжетом, костюмами, светом, качество монтажа, управление командой. Маленькие технические хитрости, которые помогают создать сильную и убедительную картину.
  • Сценарист нужен режиссеру, как никто другой. Сценарист может защитить режиссера от стыда за то, что тот не в силах объяснить актеру смысл его реплики. Часто он утверждает актеров на роли, присутствует на съемках.
  • Небанальный сценарий еще нужно отыскать. Слабый сценарий — тот, в котором нужно объяснять поступки персонажа. Люмет назвал это «драматургией резинового ути»: у героя в детстве отобрали резинового утенка, и поэтому он стал плохим парнем. В хорошем сценарии характер ясен и так.

«У каждого в кино наступает так называемый горячий момент. Это когда ты всем нужен, потому что твой последний фильм пользовался успехом. Когда успехом пользовались сразу два фильма подряд, ты не просто „горяченький“ — ты скворчишь в масле. Три успеха приводят к [тому, что тебе говорят]: „Что ты хочешь, родненький? Только скажи!“»

Сидни Люмет. Как делается кино

Сидни Люмет с Джулией Робертс, 2005 г.

Работа с актерами сложнее, чем кажется

«На определенной фразе я добивался слез из глаз актрисы. Ей это не удавалось. Наконец я потребовал, чтобы невзирая ни на что она доиграла сцену до конца. Мы запустили камеру. И перед той самой фразой я дал ей пощечину. Ее глаза расширились. Она была потрясена. Вытекли первые слезинки, потом слезы полились рекой, она произнесла текст, и получился отличный дубль. Когда я крикнул: „Снято!“ — она обняла меня и сказала, какой я замечательный. А я себя презирал».

Сидни Люмет. Как делается кино

15 фактов об изнанке кино от режиссера, ставшего легендой Голливуда

Софи Лорен в фильме Люмета «Такая женщина», 1959 г.

  • Постоянные повторы утомляют. Репетиции проходят недели 2–3. После множества повторений актеры уже не могут выдавить из себя максимум эмоций, и часто игра — это просто результат отработанной техники.
  • Самоощущение актера важнее режиссерской задумки. В картине «Убийство в Восточном экспрессе» Люмет видел Ингрид Бергман в роли княгини. Актриса же очень хотела сыграть простодушную горничную. Люмет сдался, и за роль горничной она получила «Оскар».

15 фактов об изнанке кино от режиссера, ставшего легендой Голливуда

Ингрид Бергман в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» и после вручения ей «Оскара» за роль в нем, 1974 г.

  • У актеров свои причуды, с которыми нужно считаться. У Марлона Брандо была привычка тестировать режиссера на репетициях. Он делал два одинаковых дубля: первый раз отыгрывал блестяще, второй — просто по технике. Затем смотрел, какой дубль выберет режиссер. Так он определял, стоит ли напрягаться в этой картине.

Марлон Брандо и Сидни Люмет на съемках фильма «Из породы беглецов», 1960 г.

  • Поле зрения исполнителя священно. Все, что видит актер вне кадра, отвлекает, поэтому лишнее (и лишних) убирают с площадки. Снимать любовную сцену, пока кто-то рядом попивает кофе, нереально.
  • Съемка на натуре — это дорого. Для нее нужны реквизит, вагончики для актеров, оборудование, декорации, принадлежности гримеров и парикмахеров. На таких съемках задействованы водители (несколько автобусов для актеров), электрики, рабочие, агенты службы безопасности, полицейские, дополнительные ассистенты. И обязательно повар: без него люди просто сойдут с ума.

Визуальные эффекты, которых мы не замечаем

  • Камера тоже звезда фильма. Она, по мнению Люмета, улучшает хорошее, сглаживает недостатки актерской игры, выхватывает главное, изменяет пространство и делает характеры более выпуклыми.
  • Объектив может сгладить изображение или усилить контраст. Когда нужно смягчить изображение, придать нежности и изящества, используют длиннофокусные объективы. Подсветка с дымкой играет ту же роль. Широкоугольный объектив увеличивает контраст, позволяет захватить задний план, не потеряв важных деталей.

Ванесса Редгрейв в картине «Чайка» (1968) подсвечена как раз для создания нежного, теплого образа. И тот же прием делает Шэрон Стоун в фильме Люмета «Глория» еще более привлекательной.

Читай продолжение на следующей странице